главная
стартовая в избранное почта неофициальный сайт

карта сайта отказ от ответственности  

Прогноз
погоды
Юридическая
консультация
Телефонный
справочник
Православный
календарь
отправка
sms
новости селянин одноклассники фото организации объявления форум



Соловцово

история Соловцово | администрация

История Соловцово и близлежащих сел.

История с.Соловцово своими корнями уходит в 18 век. Примерно в 70-80 годы 18 века князь Потемкин получил из щедрых рук императрицы Екатерины II земли по соседству с земельными угодьями князя Нарышкина, на Иссинской земле. Сюда он вскоре переселяет десятки семей своих крепостных крестьян из- под Нижнего Новгорода, которые и стали первыми поселенцами нашего села. Так как те переселенцы в разговорной речи "окали", все последующие поколения жителей до сих пор продолжают разговаривать на "о". В самом названии села "о" повторяется 4 раза.

Пруд села СоловцовоПо воспоминаниям старожилов здесь раньше был сплошной торф, много топких, болотистых мест вдоль побережья местной речки и в оврагах, которые вероятно образовались после отступления ледника. Есть свидетельство того, что когда-то здесь бродили мамонты, т.к. в соседнем Мокшанском районе найдены останки скелета мамонта, который выставлен в краеведческом музее города Пензы. Житель села Рождественно Власов Борис Николаевич находил в 1983году окаменевшие бивни и позвонки мамонта. Бивни были увезены его сыном в Саранск, а позвонки после изучения Виталием Ивановичем Лебедевым - ныне покойный, а тогда ведущий археолог и краевед области, переданы в краеведческий музей, в 1998г. ученик 5 класса Петрухин Игорь обнаружил в топком месте глубокого оврага севернее села Соловцово часть бедра мамонта, который сейчас находится в краеведческом уголке, возможно, весь скелет лежит где-то в толще глины. В начале XX века по воспоминаниям старожилов были раскопаны древние погребения, где находили различные дорогие украшения, орудия труда, но потом все это было растеряно.

Сейчас примерно в километре от Маровки, на водоразделе, между оврагами, спускающимися к реке Пелетьма обнаружен курган №1, а в 1,5 км к юго-востоку от села в километре справа от дороги в село Старо-Степановку находится овальной, продолговатой формы, высотой в 1,5м. курган №2. Так же в 2-3км. к востоку от села Рождественно, на водоразделе между верховьями рек Пелетьмы и Мордвинки находится могильник из двух курганов расстояние между которыми 1 км. Они пока не исследованы.

Село Соловцово происходит от слова "Солоть" - "вязкое, жидкое рисовое болото, т.е. название села означает, что оно возникло недалеко от болотистых низких мест. И название реки "Ржавец" подтверждает это. Не только раньше, но и до сих пор есть места по течению реки, где и в самом деле сверху вода постоянно покрыта ржавчиной. В таких "гиблых" местах часть тонули животные и даже жители села. Кроме нашего села с таким названием есть село и в Пензенском районе. Сохранились такие микротонимы как: "коровий враг", "Вередка", "Киселев мост", "Мартынов хутор", "Займище", "Лукотный враг", "Стреличка", "Майшево отрожье" (там была земля Майшевых), "Студенец" (много родничков со студеной водой на той местности было) и другие. Сложились такие названия улиц как "Мироновка", "Балаевка", "Майшовка" - имеющие происхождение от фамилий, а так же "Киселевка" (- у самой речки, в дому, на топкой части села).

Через Соловцово проходила большая санная дорога - тракт - "Ломовская" - из Иссы в Ломовку.

Название села Маровка произошло, по мнению жителей этого села от слова "Мары", что означает "посты", которые устраивались по приказу Пугачева, который со своей армией проходил из Саранска по "Ломовкой" дороге, через Соловцово, Маровку, Танеевку, до Пензы.

С давних пор проживает в нашем селе семьи Коженковых, Булановых, Майшевых, Грешняевых, Елисиных, Нехорошевых.В качестве примера образования фамилий проследим историю образования уличных фамилий. Жила большая семья Коженковых, где росли пятеро сыновей: Мартын, Филипп, Микола, Петр, Степан. После женитьбы сыновья стали отделяться от родителей, строили свои дома, растили детей, и чтоб было понятно, о каком Коженкове говорят, стали называть по именам: Мартыновы, Миколавы, Петровы и т.д. Или у Овдониных был сын Семен, отец которого рано умер, а мать звали Варварой и поэтому семью стали звать Варюхиными.

Жители с.Соловцово многие предметы и вещи называют по-своему, по-особому. Например кошелек- "гаманок", магазин- "лавка", место молотьбы снопов и просеивания зерна - "гумно", палочку для пожилых людей -"подожок", чемодан -"баул", потом- "ужо", давеча - "восейк", шифоньер - "фаньера" и другие.

памятник в центре селаСоловцовские крестьяне были крепостными князя Потемкина. Сам он жил в столице, а здесь был его управляющий и выборный старшина из местных грамотных крестьян, которые собирали налог, вели перепись населения, следили за порядком, наказывали нарушителей законов. Перед отменой крепостного права управляющим был Рожновский Василий Игнатьевич, который за службу получил от Потемкина самые плодородные земли в Маровке, где он построил барский дом, амбары, людскую (там кормили, батраков, нищих). Он вырастил замечательный сад. Из 7 дней недели 4 дня работали на барина, иногда и 5 дней, за непослушание крестьян в сарае били плетьми. После отмены крепостного права Рожновский все земли Потемкина заложил в земельный банк в городе Пензе, откуда потом Соловцовские крестьяне выкупили в личное пользование за деньги. У Рожновских работал батраком пастухом Черокманов Ф.М. - герой Советского Союза, генерал армии. Сначала выкупили самые плодородные земли Коженковы, Майшевы, Клочковы, Мартыновы. Например Мартыновы закупили земли недалеко от леса, где и образовался "Мартынов Хутор". Это была семья трудолюбивых земледельцев, они смогли своим трудом создать крепкое фермерское хозяйство, в котором было к 1918 году 10-15 коров, 15-20лошадей и другой живности. Батрачили у них три очень бедные семьи Петровых - Степана, Ивана, Петра. Сын Степана Петрова-Коженкова -Василий Степанович, инвалид Отечественной войны, был награжден орденом "Красной Звезды".

Земли Грибоедовские были куплены богатой барыней, очень непривлекательной на внешность, одинокой, но очень образованной и сердобольной. Она построила усадьбу, разбила сад (некоторые части сохранились до сих пор), посторила детский приют для детей-сирот, которых обучали, чтению, письму, математике, игре на фортепьяно. Она занималась трудовым воспитанием детей, а по достижении 17 лет ее питомцы начинали жить самостоятельно. У барыни было много прислуги: ключник, садовники, служанки, поварихи, конюхи, музыканты и т.д.В 1917 году она уже в пожилом возрасте уехала в неизвестном направлении. Часть земель, по левую сторону дороги от Киселева моста в сторону Маровки выкупили семьи сектантов - кулугуров, среди них были русские и мордва. Центр секты находился в Тепловке. Они были очень трудолюбивые, бережливые, дружные, но замкнутые. По их традициям мужчины по достижении 60 лет отправлялись в Тепловку и там жили в темноте в подвале, морили себя голодом, осознанно отказывались от мирской жизни, чтобы очиститься освободиться от "суетности" и подготовиться к "жизни вечной". Потом их подвергли гонениям и они все оставили эти места; там до сих пор видны фундаменты домов и др. построек. Одна семья осталась Козловых - молодоженов, которым не нравились традиции секты, ну очень религиозных кулугуров, к тому же они были очень грамотными , и по рассказам выходцы из интеллигентной петербургской семьи жили в Соловцово до старости, жили они не в срубовом как у всех пятистенном доме , а в полуземлянке, построенной самими. Ее разобрали Борисовы после смерти в 1979 году почти 90 летней старушки.

Жили не богато, но весело. В осенне-зимнее время многие жители села уходили портнячить в другие села, шить шубы, кафтаны, валять валенки, класть печки, занимались шорным ремеслом. Женщины готовили кудель, пряли, ткали, вязали, вышивали, шили одежду. В долгие зимние вечера собирались на "посиделки". Осенью, завершив все полевые работы, мыли избы, готовились к престольному празднику "Рождества Девы Марии", который празднуют 21 сентября и три дня подряд. 21 сентября со всех сторон съезжались подводы, приходили пешком на Соловцовский базар, там, где теперь правление ООО "Русь". Торговали разными товарами бойко, шумно, где продавались сладости и знаменитые русские кренделя, русская водка и всяка рыба. Не обходилось без потех, шуток, песен и пляски. Церковь своим малиновым колокольным звоном созывала на богослужение в честь этого праздника. Коженков Михаил Андреевич был певчим при церковном хоре. А на колокольне долгие годы служил Ефим Разоренов. После богослужения близкие и дальние родственники собирались в гости и самому старшему в роду. На столах самые разные угощения: пироги, мясо овощи, фрукты, сладости, лапшевник, квас, самогон и обязательно арбузы и дыни. Начиналось веселье, звучали народные песни, выходили на зажигательную пляску (барыню, Семеновну, цыганочку) За столом "Родня" обсуждали разные житейские дела: какой собрали урожай, хватило ли до следующего, кто собирается жениться, выйти замуж, у кого ожидается пополнение в семье, вспоминали о тех, кого не стало за год, кому нужна совместная "помощь" Родни. Поздно вечером, когда уже начинал свой первый обход сельский, общинный ночной сторож (его нанимала община, чтобы он следил за сохранностью имущества и в случае пожара звонил в колокол) он стучал в специальную деревянную калатушку и выкрикивал "Спать пора", "Тушите свет", тогда гости начинали расходиться. Итак, 3 дня. Затем 14 октября праздник "Покрова"- покровителя свадеб и по народным представлениям, зиму открывает. На этот праздник девушки, ложась спать, молили: " Батюшка покров покрой меня платком" Говорили так потому, что платок считался головным убором замужней женщины. После этого праздника начинаются осенние свадьбы.

Во время 1 мировой войны многие мужчины ушли на фронт. Наш земляк Клочков Иван Ефимович в 1897г рождения. Служил моряком в Крондштате и участвовал в войне с Германией. 3 апреля он оказался в Питере и на Финляндском вокзале слушал выступление В.И.Ленина, а потом 26 октября на II съезде Советов, где Ленин провозгласил Советскую власть. Три войны прошел Иван Ефимович, в Отечественную под Смоленском был ранен в голову, вернулся домой, трудился в колхозе. Более 30 внуков и правнуков сейчас живут в нашем селе. Участниками первой мировой войны были Аверьянов С.И., Черокманов Ф.М., Абрамов Г.А., Вавилов М. и многие другие.

Воспоминания старожилов села Соловцово Коженковой Марии Васильевны, Юкиной Надежды Васильевны, Грешняевой Евдокии Ивановны о событиях 1917-1918годов: известие о победе февральской революции пришло на 2 марта 1917г. рассказывает Коженкова Мария Васильевна. Ей тогда было 10 лет. Она училась в церковно-приходской школе во 2 классе. Утром, когда уже шли занятия, кто-то закричал, что со стороны Маровки движется толпа людей с красным флагом, с криками: " Ура! Царя с престола сняли!" Во главе толпы был Яков Бурцев. Толпа подошла к церкви и к зданию местной управы, где были старшина, десятник и писарь. Прошел митинг, все узнали, что царя сняли. Люди спрашивали: "Как дальше будем жить? Как с землей? Ведь у многих по-прежнему не было земли. А некоторые жители строились в овраге, там распахивали участки под огород, чтоб не платить налог. Были и такие, кто работали батраками у домовитых крестьян. И на следующий день, 3марта в классе были сняты иконы и портрет Николая II и не пели "Боже царя храни" Учительницей была Погодина Екатерина Павловна.

Зима 1917-1918года прошла в ожидании больших изменений в жизни. Последним старшиной в Соловцово был Григорий Федорович Коженков. Весной 1918года в центре села собрали сход, прочитали "Декрет о земле", "О Советской власти", выбрали добросовестных людей в комбеды, которые стали нарезать землю по жребию на каждую душу по десятине озимого и десятине ярового клина. Все остались довольны. Одним из честных активистов был Федор Иванович Балаев. Наступила посевная. Посеяли вручную рожь, горох, гречиху, овес, просо, коноплю, подсолнечник, картофель и овощи в огородах. На излишки осенью стали покупать на 2-3двора - плуги из кредитного товарищества, которым руководил Шнягин Петр Ефимович. Был организован сельский Совет, первым председателем был Разживин Федор Иванович, потом Белов Иван Васильевич. С 1918 по 1929годы крестьяне в основном жили единоличными хозяйствами. А в 1930году была создана артель по совместной обработке земли "ТОЗ", которая вскоре была реорганизована в колхоз под названием "III Интернационал". Первым председателем колхоза был избран Павловичев Яков Николаевич, потом Шнягин Василий Петрович, Сорокин Петр Никифорович. Сначала в колхоз вошли 19 семей, самые бедные, батраки и активисты: это Иван Васильевич Борисов, братья Разживины, Павловичев Егор Михайлович, Шнягин Василий Петрович. Прабабушка Александра Филипповича Пузанова была отправлена в тюрьму потому, как не вступила в колхоз. Многих других, не желающих вступать отправляли в тюрьму. Клочков Иван Ефимович был арестован, у них все отняли, корову увели, а семья из 6 человек осталась ни с чем. Жена пряталась в холодном погребе с грудным ребенком, в итоге она простудилась и умерла, а ребенок остался глухим и слепым. Братья Майшевы Степан и Петр тайно, ночью распродав, что смогли, уехали в Астрахань.

В 1932 году была разорена Соловцовская церковь.

В 1962году колхоз был переименован в колхоз "Советская Россия". В 1992году колхоз реорганизован в АО Россия, а в 2001году реорганизован в ООО "Русь".

За два с лишним века истории нашего села сложились два основные направления в хозяйственной деятельности людей: это земледелие и скотоводство. Жители нашего села добивались систематически высоких результатов в выращивании урожая зерновых, кукурузы, в продуктивности животных, часто занимая вторые, третьи места в районе. Не мало добросовестных тружеников вышли из нашего края. Это отец и сыновья Коженковы, династия хлеборобов Елисиных, Морозовых, Шуваловых и другие, много у нас и мастеров животноводства. Большинство специалистов сельскохозяйственного производства, руководящие кадры, учителя имеют местные корни. Среди наших односельчан есть и герой Советского Союза - это Черокманов Ф.М., герой Социалистического труда - это Гусев В.Е., заслуженные учителя и врачи, архитекторы и художники (Ионов, Коновалов) и просто рядовые трудолюбивые, добросовестные люди. Всех не перечесть.

Соловцовцы не только трудолюбивый народ, но от природы добрый веселый, гостеприимный и остроумный. Не случайно наш фолклерный ансамбль занимал призовые места на областных смотрах фолклерного исскуства.

Информация предоставлена местным краеведческим музеем и семьей Косыгиных

При использовании материалов с этого сайта, гиперссылка на "Исса - поселок в интернете" обязательна.

© 2005-2009 Сообщество авторов и разработчиков poselok-issa.ru

приглашаем авторов писать статьи на Иссинском сайте
кубок иссы

Телефонный справочник иссинского района Пензенской области